Виды наставничества в ДОУ для воспитателей
- Традиционный формат «педагоги — молодые педагоги». Наставник — педагог с опытом, наставляемый — молодой педагог. Наставник помогает молодому педагогу выстроить профессиональный маршрут, подсказывает, как решать рабочие задачи.
- Современный формат «педагоги с высоким уровнем ИКТ-компетентности — педагоги с трудностями в этой области». Наставник — чаще всего молодой педагог, который владеет ИКТ-технологиями, наставляемый — педагог старшего поколения, который испытывает трудности в освоении компьютерной грамотности. Наставник помогает наставляемому освоить компьютер, учит его работать на интерактивной доске, с мультимедийной установкой, искать нужную информацию на профессиональных сайтах, создавать образовательные продукты с использованием ИКТ и электронных ресурсов.
- Расширенный формат «заинтересованные педагоги — ответственные родители». Наставник — педагог, наставляемые — родители. Педагог в качестве наставника взаимодействует не с другим педагогом, а с родителями. Он продолжает оказывать педагогическую поддержку всем родителям воспитанников своей группы, но с одной или двумя семьями выстраивает индивидуальную работу: подробно разбирает проблемы в общении с ребёнком, даёт рекомендации. 2
- Организационно-управленческий формат «заведующий — старший воспитатель». Наставник — заведующий, наставляемый — старший воспитатель. Заведующий и старший воспитатель учатся согласовывать свои действия, формируют единые требования к педагогам.
- Инновационный формат «научный руководитель — старший воспитатель». Наставник — научный руководитель, наставляемый — старший воспитатель. Научный руководитель помогает старшему воспитателю поднять уровень методической работы в детском саду до научно-методической. Он учит старшего воспитателя формулировать выполнимые цели, прогнозировать положительный конечный результат инновационной деятельности, доносить свои идеи до коллег, чтобы они поняли, приняли их и захотели осуществить.
- Перспективный формат «педагоги детского сада — старшие школьники». Наставник — педагоги, наставляемые — старшие школьники. Детский сад и средняя школа в рамках договора о сотрудничестве организуют работу по профориентации школьников — знакомят их с профессией «воспитатель дошкольного образования».