Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………..…….…3
1.2. Цели и задачи программы …………………………………………………..4
1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы …..5
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Структура и содержание программы……………………………………….5
2.2. Учебно-тематический план………………………………………………….7
2.3. Комплексно - тематическое планирование занятий ……………………...8
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Артикуляционные упражнения …………………………………………..14
3.2. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания …………………....15
3.3. Пальчиковые игры ………………………….……………………………..17
4. Литература ……………..…………………………………………….………23
«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись
этому так, чтобы всѐ это вошло в привычку - можно творить» К.С.
Станиславский
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка,
особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи
невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с
окружающим миром. В наш век «высоких технологий» и глобальной
компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков
дошкольников оставляет желать лучшего. В настоящее время наблюдается
неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому
проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений
представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Овладение детьми правильным звукопроизношением у дошкольников
заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс
затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало
понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или
заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и составить
рассказ по картинке.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять
специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой
полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность
специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата,
развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов,
принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путем
артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками
логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н.
Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В.
Чиркина и др.). Артикуляционная гимнастика является основой формирования
речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой
этиологии.
Кружковая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции
звукопроизношения, даѐт возможность чутко и своевременно реагировать на
любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений
ребѐнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы и
запустить механизм самокоррекции.
3
Данная программа составлена с учѐтом и использованием современных
инновационных технологий и методик в области профилактики и
коррекции речевых нарушений у детей.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: создание благоприятных условий для совершенствования
звукопроизношения, увеличение словарного запаса и развитие
грамматического строя речи посредством игровых технологий у детей 4-5 лет в
условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Формирование произвольных, координированных движений органов
артикуляции, укрепление мышц артикуляционного аппарата, подготовка речевого
аппарата для правильного формирования артикуляционных укладов для
основных фонетических групп звуков.
2. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания.
3. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
4. Развитие мелкой моторики движения кистей и пальцев рук.
5. Развитие грамматического строя речи.
6. Расширение словарного запаса.
7. Развитие связной речи.
8. Воспитание культуры речевого общения: умение слушать рассказы и
высказывания других детей; воспитывать у детей выразительность речи.
1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения
программы К концу года ребенок знает, умеет:
1.Четко, правильно выполнять артикуляционные упражнения.
2. Четко и правильно произносить следующие звуки: А, У, О, И, М, Б, П, Д, Т, Г,
К, В, Ф, Н.
2. Выделять интонацией по просьбе логопеда любой из вышеуказанных звуков,
выделять заданный звук среди других звуков, определять эти звуки в звуковом
ряде, находить слова на заданный звук.
3. Четко проговаривать чистоговорки и стихотворения со звуками: А, У, О, И, М,
Б, П, Д, Т, Г, К, В, Ф, Н.
4. Уметь произносить слова с различной громкостью: тихо, умеренно,
громко, шепотом.
5. Находить на картинках такие предметы, в названии которых есть любой из
вышеуказанных звуков, и произнести слова так, чтобы он звучал ясно и отчетливо.
6. Уметь грамматически правильно закончить фразы, начатые логопедом, то
есть правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.
4
7. Уметь правильно выполнять пальчиковые позы: «Колечки», «Коза»,
«Зайчик», «Вилка».
Диагностика усвоения программы проводится в конце мая со всеми детьми,
посещающими кружок «Речевичок» по диагностической карте.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Структура и содержание программы
Дополнительная развивающая
программа
опирается
на
психологопедагогическую характеристику детей 3-4 лет и особенности фонетической
стороны их речи.
На занятиях организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие
межличностное общение, разные виды деятельности для развития речи.
Дополнительная программа разработана на основе педагогической технологии
по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой «Развитие
фонематического слуха у детей 3-4 лет».
Основной формой реализации данной программы являются подгрупповые
занятия. Содержание занятий включает знакомство со звуком, уточнение и
закрепление произношения звука. Дети знакомятся с понятием «звук».
Большое внимание уделяется отработке движений языка, поэтому в этап каждого
занятия включена артикуляционная гимнастика с использованием упражнений
биоэнергопластики. Биоэнергопластика в этом случае – это содружественное
взаимодействие кистей рук и органов артикуляционного аппарата. В момент
выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком
положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Игровые упражнения на
развитие речевого дыхания проводятся с применением дидактических пособий,
произнесением фраз из четырѐх-пяти слов на одном выдохе. В работе по развитию
фонематического слуха проводятся такие игры, как «Будь внимателен», «Эхо»,
«Поймай звук». Во время занятий используются упражнения по удерживанию в
памяти ряда, состоящего из 3—4 гласных и согласных звуков.
Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой
форме. Задания по развитию графо-моторных навыков проводятся на
индивидуальных листках простыми, цветными карандашами.
Работа над словарем носит выборочный характер, в нее входят накопление и
уточнение слов (существительных и прилагательных), имеющих уменьшительноласкательное значение, понимание и правильное употребление в речи
приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов, практическое
ознакомление со словами, имеющими противоположное значение. В программу
включена серия занятий по развитию связной речи.
5
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине
дня, всего 30 занятий (с октября по май включительно).
Продолжительность занятия: 15 минут.
Форма организации детей: подгрупповая.
Структура занятия.
1. Первая часть длится 3 минуты: используются артикуляционные упражнения, с
использованием упражнений биоэнергопластики для развития подвижности
органов артикуляции, точности и правильности их выполнения;
2. Вторая часть занимает 7 минут: знакомство со звуками, выделение звука
среди ряда других звуков, произносить серию заданных звуков из 2-3 цепочек;
3. Третья часть занимает 2 минуты: используются пальчиковые игры,
кинезиологические упражнения, самомассаж пальцев рук направленные на
развитие мелкой моторики пальцев рук.
4. Четвёртая часть занимает 3 минут: включает в себя игры и упражнения на
развитие грамматического строя речи, обогащение словаря, развитие связной речи.
6
2.2. Учебно-тематический план.
№
п/п
1
2
3
4
Название раздела
Кол-во часов
Развитие моторики артикуляционного
аппарата, развитие дыхания.
5 ч.
Развитие фонематического слуха, слухового
восприятия.
12 ч.
Развитие мелкой моторики пальцев рук,
самомассаж.
6 ч.
Развитие грамматического строя речи, связной
речи, обогащение словаря.
7 ч.
Итого:
30 ч.
7
2.3. Комплексно - тематическое планирование занятий
№
нед.
1.
2.
3.
4.
5
Развитие
артикуляционного
аппарата. Развитие
дыхания.
Тема «Звуки»
Артикуляционные
упр. «Хоботок»,
«Улыбочка»,
«Заборчик».
Дыхательное упр.
«Подуй на осенний
листок»
Тема «Звук «А».
Артикуляционные
упр. «Хоботок,
«Улыбочка»,
«Лопатка».
Дыхательное упр.
«Листья шелестят».
Тема «Звук «А».
«Артикуляционные
упр. «Лопатка»,
«Сладкое варенье»,
Дыхательное
упр.
«Ветерок».
Тема: «Звук «У».
Артикуляционные
упр. «Сладкое
варенье», «Лопатка»,
«Иголочка».
Дыхательное упр.
«Горячий чай»
Развитие
Развитие
Развитие
мелкой
фонематического
грамматическ.
моторики рук. слуха. Формирование
строя речи,
Пальчиковые
элементов грамоты. связной речи,
игры.
обогащение
словаря.
ОКТЯБРЬ
Пальчиковая Дать первоначальные Игры: «Одинигра: «Осень». сведения о звуке,
много»
понятие «звук».
Различение неревых
звуков и речевых
звуков.
Пальчиковая
Закрепить понятие
игра: «Осень». «звук». Звук «А».
Развитие
длительного
плавного выдоха.
Игровое
упражнение
"Кто, где
живет?"
Пальчиковая
Закрепление звука
игра «Овощи» «А». Картинки со
звуком «А». Игра
«Поймай звук «А».
Игра «Какой?
Какая?
Какое?»
(овощи)
Пальчиковая
Звук «У». Развитие
игра «Овощи» глубокого вдоха.
Д/у «Эхо» на
материале гласных
звуков.
Д/у «Будь
внимателен»
НОЯБРЬ
Тема: «Звук «У».
Пальчиковая Закрепление звука
Артикуляционные
игра «Мы
«У». Картинки со
упр. « «Лопатка»,
идем в
звуком «У». Игра
«Иголочка»,
осенний лес» «Поймай звук «У».
«Хоботок»,
Д/у «Эхо» на
«Улыбочка».
материале гласных
Дыхательное
упр.
звуков.
«Каша кипит».
Д/игра
«Волшебный
мешочек»,
различение
овощей и
фруктов.
Игра
«Большой маленький»
8
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Тема «Звуки «А, У».
Артикуляционные
упр. «Толстячок»,
«Худышка»,
«Лопаточка –
Иголочка».
Дыхательное упр.
«Улетают птицы»
Тема «Звук «О».
Артикуляционные
упр. «Толстячок»,
«Худышка»,
«Накажем
непослушный язычок»
Дыхательное
упр.
«Часики».
Тема«Звук«О».
Артикуляционные
упр.
«Толстячок»,
«Худышка»,
«Накажем
непослушный
язычок»,«Качели»
Дыхательное упр.
«Задуй свечу»
Пальчиковая
игра «Мы
идем в
осенний лес»
Закрепление гласных Игра «Скажи
звуков «А, У».
ласково».
Игра «Поймай звук»
Д/у «Эхо» на
материале гласных
звуков.
Пальчиковая
игра
«Дружба»
Звук «О». Картинки Игра
со звуком «О».
«Сосчитай до
Развитие силы голоса пяти»
и речевого дыхания.
Д/у «Эхо» на
материале гласных
звуков.
Пальчиковая
игра
«Дружба»
Д/ игра «Чьи
детки?»
(закрепление
название
детенышей)
Закрепление звука
«О». Игра «Поймай
звук «О». Игра
«Найди первый звук
в слове»
Д/у «Эхо»
Повторение звуковых
цепочек из трех
звуков.
ДЕКАБРЬ
Тема «Звуки
Пальчиковая
Гласные звуки
«А, У, О».
игра
«А, У, О». Развитие
Артикуляционные
«Белый пух» длительного
упр.
«Накажем
плавного выдоха
непослушный
Д/у «Эхо» на
язычок»,
«Качели»,
материале гласных
«Вкусное варенье».
звуков. Повторение
Дыхательное упр.
звуковых цепочек из
«Сдуй снежинку».
трех звуков.
Тема «Звук «И».
Пальчиковая
Звук «И». Картинки
Артикуляционные
игра
со звуком «И».
упр. «Качели»,
«Белый пух» Развитие речевого
«Вкусное варенье»,
дыхания.
«Чистим зубки»
Д/у «Эхо» на
Дыхательное упр.
материале гласных
«Погрей руки».
звуков. Повторение
звуковых цепочек из
четырех звуков.
Тема «Звук «И».
Пальчиковая
Закрепление звука
Игра
«Доскажи
словечко»
Игра
«Подбери
словечко»подбор
прилагательн
ых для
описания
примет зимы.
Игра
9
Артикуляционные
игра
упр.
«Вкусное «Ёлочка»
варенье»,
«Чистим
зубки»,
«Индюк».
Дыхательное упр.
«Вьюга воет»
«И». Игра «Поймай
звук «И». Игра
«Найди первый звук
в слове»
Д/у «Эхо» на
материале гласных
звуков. Повторение
звуковых цепочек из
четырех звуков.
12. Тема «Звук «М».
Пальчиковая
Звук «М». Обучение
Артикуляционные
игра
правильной и четкой
упр. «Чистим зубки», «Ёлочка»
артикуляции.
«Часики».
Картинки со звуком
«Индюк».
«М».
Дыхательное упр.
Д/у «Эхо» на
«Лыжник».
материале гласных и
согласных звуков.
Повторение звуковых
цепочек из четырех
звуков.
ЯНВАРЬ
13. Тема «Звук «М».
Пальчиковая
Закрепление звука
Артикуляционные
игра
«М». Игра «Поймай
упр. «Часики».
«Снеговик»
звук «М». Игра
«Индюк»,
«Найди первый звук
«Конфетка».
в слове»
Дыхательное упр.
Д/у «Эхо» на
«Забыли рукавицы»
материале гласных и
согласных звуков.
Повторение звуковых
цепочек.
14. Тема «Звук «Б».
Пальчиковая
Звук «Б». Обучение
Артикуляционные
игра
правильной и четкой
упр.
«Индюк», «Снеговик»
артикуляции.
«Конфетка»,
Картинки со звуком
«Часики».
«Б». Д/у «Эхо» на
Дыхательное упр.
материале гласных и
«Паровоз»
согласных звуков.
15. Тема «Звук «Б».
Пальчиковая
Закрепление звука
Артикуляционные
игра
«Б». Игра «Поймай
упр. «Конфетка»,
«Птички
звук «Б». Игра
«Лошадка», «Маляр». зимой»
«Найди первый звук
Дыхательное упр.
в слове»
«Часики».
«Повтори и
запомни».
Игра
«Похожие
слова»
Игра «Мой,
моя, моѐ,
мои»
Составление
рассказа по
картине
«Зимние
забавы»
Игра « Мой,
моя, мое,
мои»
10
16. Тема «Звук «П».
Артикуляционные
упр. «Лошадка»,
«Маляр», «Грибок»
Дыхательное упр. «
Лошадки»
17. Тема «Звук «П».
Артикуляционные
упр. «Лошадка»,
«Маляр», «Грибок».
Дыхательное упр.
«Весѐлые вертушки».
18. Тема «Звуки Б и П».
Артикуляционные
упр. «Лошадка»,
«Грибок»,
«Гармошка».
Дыхательное упр.
«Султанчик».
19. Тема «Звук Д»
Артикуляционные
упр. «Лошадка»,
«Грибок»,
«Гармошка».
Дыхательное упр.
«Сердитый ѐжик»
20. Тема «Звук Д».
Артикуляционные
упр. «Лошадка»,
Маляр», «Грибок».
Дыхательное упр.
«Надуй шарик»
21. Тема «Звук «Т».
Артикуляционные
упр. «Грибок»,
«Гармошка», «Дятел
долбит дерево».
Дыхательное упр.
«Насос»
ФЕВРАЛЬ
Пальчиковая
Звук «П». Обучение
игра
правильной и четкой
«Медведь в
артикуляции.
берлоге»
Картинки со звуком
«П».
Пальчиковая
игра
«Медведь в
берлоге»
Пальчиковая
игра
«Солдатики»
Пальчиковая
игра
«Солдатики»
МАРТ
Пальчиковая
игра
«Маму я
свою люблю»
Пальчиковая
игра
«Маму я свою
люблю»
Игра
«Подскажи
словечко»
Закрепление звука
«П». Игра «Поймай
звук «П». Игра
«Найди первый звук
в слове». Д/у «Эхо»
на материале
гласных и согласных
звуков. Повторение
звуковых цепочек.
Закрепление звуков Б
и П. Игра «Барабан –
пианино». Д/у «Эхо»
на материале
гласных и согласных
звуков. Повторение
звуковых цепочек.
Звук «Д». Обучение
правильной и четкой
артикуляции.
Картинки со звуком
«Д».
Игра
«Закончи
рифму»
Закрепление звука
«Д». Игра «Поймай
звук «Д». Игра
«Найди первый звук
в слове»
Составление
рассказа по
картине
«Мамин
праздник»
Звук «Т». Обучение
правильной и четкой
артикуляции.
Картинки со звуком
«Т».
Игра
«Семейка
слов».
Игра «Найди
пару»
Игра «Чего не
стало?»
11
22. Тема «Звук «Т».
Артикуляционные
упр. «Грибок»,
«Гармошка», «Дятел
долбит дерево».
Дыхательное упр.
«Лестница»
23. Тема «Звуки Д и Т».
Артикуляционные
упр. «Лошадка»,
«Гармошка»,
«Барабан».
Дыхательное упр.
«Шарик».
24. Тема «Звук В».
Артикуляционные
упр. «Лошадка»,
«Гармошка»,
«Барабан».
Дыхательное упр.
«Шар лопнул».
25. Тема «Звук В».
Артикуляционные
упр. «Гармошка»,
«Барабан», «Качели».
Дыхательное упр.
«Подуй на ленточку».
26. Тема «Звук Ф».
Артикуляционные
упр. «Качели»,
«Чистим верхние и
нижние зубки».
Дыхательное упр.
«Паровоз»
27. Тема «Звук Ф».
Артикуляционные
упр. «Гармошка»,
Пальчиковая
игра
«Весна»
Закрепление звука
«Т». Игра «Поймай
звук «Т». Игра
«Найди первый звук
в слове»
Д/у «Эхо» на
материале гласных и
согласных звуков.
Повторение звуковых
цепочек.
Пальчиковая
Закрепление звуков
игра
Д и Т. Игра «Дом –
«Весна»
Труба» Д/у «Эхо» на
материале гласных и
согласных звуков.
Повторение звуковых
цепочек.
АПРЕЛЬ
Пальчиковая
Звук «В». Обучение
игра
правильной и четкой
«Апрель»
артикуляции.
Картинки со звуком
«В».
Игра
«Магазин»
Пальчиковая
игра
«Апрель»
Закрепление звука
«В». Игра «Поймай
звук «В». Игра
«Найди первый звук
в слове»
Д/у «Эхо» на
материале гласных и
согласных звуков.
Повторение звуковых
цепочек.
Пальчиковая
Звук «Ф». Обучение
игра
правильной и четкой
«Шаловливые артикуляции.
сосульки»
Картинки со звуком
«Ф».
Составление
рассказа по
серии
картинок
«Весна
пришла»
Пальчиковая
Закрепление звука
игра
«Ф». Игра «Поймай
«Шаловливые звук «Ф». Игра
Игра
«Полезный
суп»
Игра «Кому,
что нужно для
работы?»
Игра
«Четвертый
лишний»
Игра «Кто как
передвигается
?»
12
«Грибок», «Лошадка».
Дыхательное упр.
«Певец»
сосульки»
«Найди первый звук
в слове». Д/у «Эхо»
на материале
гласных и согласных
звуков. Повторение
звуковых цепочек.
МАЙ
28. Тема «Звуки В и Пальчиковая игра Закрепление звуков
Ф».
«Подснежник»
В и Ф. Игра
Артикуляционны
«Воробей и Филин »
е упр. «Грибок»,
Д/у «Эхо» на
«Барабан»,
материале гласных и
«Лошадка».
согласных звуков.
Дыхательное упр.
Повторение звуковых
«Лети, бабочка!»
цепочек.
29. Тема «Звук Н».
Пальчиковая игра Звук «Н». Обучение
Артикуляционны «Подснежник»
правильной и четкой
е упр. «Дятел
артикуляции.
долбит дерево»,
Картинки со звуком
«Грибок»,
«Н».
«Лошадка».
Дыхательное упр.
«Разноцветные
бабочки»
30. Тема «Звук Н».
Пальчиковая игра Закрепление звука
Артикуляционны «Ромашка – краса» «Н». Игра «Поймай
е упр. «Дятел
звук «Н». Игра
долбит дерево»,
«Найди первый звук
«Грибок»,
в слове»
«Лошадка».
Д/у «Эхо» на
Дыхательное упр.
материале гласных и
«Аромат цветов».
согласных звуков.
Повторение звуковых
цепочек.
Игра «Назови
папу и маму
птенцов».
Игра «Один,
два, пять»
Игра
«Любимая
каша»
13
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3. 1.Артикуляционная гимнастика.
1. «Накажем непослушный язычок».
Удерживать язык распластанным. Немного приоткрыть рот, спокойно положить
язык на нижнюю губу и пошлѐпать его верхней губой: ПЯ-ПЯ-ПЯ, затем покусать
зубками: ТА-ТА-ТА.
2. «Почистим верхние зубки».
Удерживать кончик языка за верхними зубами. Рот открыт. Водить кончиком
языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по
передним резцам сверху вниз.
3. «Индюк – болтун».
Загибать кончик распластанного языка вверх. «Болтать» широко распластанным
языком по верхней губе, как бы поглаживая еѐ, произносить: «БЛ-БЛ-БЛ».
4. «Блинчик».
Удерживать язык распластанным. Распластайте язык, сделав его широким.
Пошлѐпать по нему губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ. Широкий передний край языка лежит на
нижней губе под счѐт 1,2,3,4,5.
5. «Сладкое варенье».
Учить заворачивать широкий передний край языка на верхнюю губу.
Распластать язык и выдвинуть вперѐд. Широким краем языка облизываем сразу
всю верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, представляя при этом,
что испачкали губы в сладком варенье.
6. «Чашечка».
Удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями
некоторое время. Рот приоткрыт, губы округлены. Выдвигаем широкий язык
вперѐд и загибаем передний и боковые его края вверх. Удерживаем язычок в
таком положении под счѐт 1,2,3,4,5.
7. «Сдуй снежинку».
Дуть на язык, края которого загнуты вверх. Язык принимает положение
«чашечки». На кончик носа кладѐтся легкая ватка – «снежинка». Дуем на
язычок «чашечку» и добиваемся, чтобы ватка летела вверх.
8. «Улыбочка».
Удерживать губы в в улыбке. Зубы плотно сжаты.
9. «Трубочка».
Сворачивать язык в «трубочку». Расправить язык, сделав его широким.
Пошлѐпать по нему губами: пя-пя-пя. Затем «пропустить» широкий язык сквозь
губы, вытянутые вперѐд трубочкой.
10. «Почистим нижние зубки».
14
Удерживать кончик языка за нижними зубами. Рот открыт. Водить кончиком
языка по нижним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним
резцам сверху вниз.
11. «Маляр».
Рот широко открыт. Водить кончиком языка по нѐбу вперѐд – назад.
12. «Лошадка цокает копытами».
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Громко, то быстро, то медленно
«цокаем» языком, как лошади цокают копытами.
13. «Грибок».Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Громко цокать языком всѐ
медленнее и медленнее. Затем оставить язык наверху, крепко прижав его к нѐбу.
Обращать внимание на то, как натянута подьязычная уздечка.
14. «Гармошка».
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Громко цокать языком всѐ медленнее и
медленнее. Затем оставить язык наверху, крепко прижав его к нѐбу. Делать губами
«трубочку» и «улыбочку» поочерѐдно, натягивая при этом подьязычную уздечку.
15. «Дятел долбит дерево».
Рот широко открыт, губы растянуты в улыбку. Кончик языка стучит по бугоркам
за верхними зубами: «ДЭ-ДЭ-ДЭ».
Отдохнуть и опять стучать: «дятел долбит дерево».
3.2. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
1. «Свеча» («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок»
медленно выдохнуть на пламя свечи, так, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По
сигналу «Сильный ветер» - задуть свечу резким выдохом.
2. «Султанчик». Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок
бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метѐлочки, на хвосты у
птичек или лошадок, на плавники у рыбок, на «хвостики» у девочек и т.п.
3. «Листья шелестят». Детям предлагают полоски тонкой зеленой бумаги,
вырезанные в виде листиков и прикреплѐнные к «ветке». По сигналу «Подул
ветерок» дети плавно дуют на листики, так, чтобы они отклонялись и шелестели.
4. «Листочки». Для игры нужны вырезанные из бумаги листья деревьев. Ребѐнок
держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует
на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щѐки не надувались.
Листья шелестят. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные
в виде листиков и прикрепленные к "ветке". По сигналу "Подул ветерок" дети
плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.
5. «Бабочки». Перед детьми раскладывают "зеленые полянки" с разноцветными
бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими
нитками к "полянке". Логопед предупреждает, что дуть на бабочку можно только
15
при одном выдохе. По сигналу "Красная бабочка полетела" дети дуют на
бабочек красного цвета и т.д.
6.Задуть свечу. Логопед по очереди подносит детям зажженную свечу. По
сигналу "Тихий ветерок" дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи
отклонялось, но не гасло. По сигналу! "Сильный ветер" дети стараются на одном
выдохе задуть свечу. Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с
"огоньком" из тонкой красной бумаги.
7. «Погрей руки». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки,
плавно выдыхая через рот.
8. «Ветерок».
Дует лѐгкий ветерок – Ф-Ф-Ф… И качает так листок – Ф-Ф-Ф… Выдох
спокойный, ненапряжѐнный.
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф… И качает так листок – Ф-Ф-Ф…Активный
выдох. Дует ветерок, качаются осенние листочки и поют свои песенки… Осенние
листочки на веточках сидят, Осенние листочки детям говорят:
Осиновый - А-А-А… Рябиновый – И-И-И…
Берѐзовый – О-О-О… Дубовый – У-У-У…
Дети хором поют: «А-А-А», «И-И-И», «О-О-О», «У-У-У».
9. «Каша кипит».
Сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох,
выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить: Ф-Ф-Ф-Ф (3-4 раза).
10. «Шар лопнул».
Надувала кошка шар, А
котѐнок ей мешал:
Подошѐл и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп
Ноги слегка расставлены, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох.
Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (5-6 раз).
11. «Насос».Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при
выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и
произнесением звука С-С-С-С-С (руки скользят вдоль туловища)(6-8 раз).
12. «Лыжник».Ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация
ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минуты. На выдохе произносить М-М-М-М-М
(5 раз).
13. «Часики».Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая
прямыми руками вперѐд-назад, произносить: тик-так.
14. «Паровозик».Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками
и приговаривая: чух-чух-чух.
15. «Горячий чай»
16
Ребѐнок делает вдох носом, затем спокойно и плавно выдыхает ртом на руки,
сложенные «чашечкой» у рта – «дует на горячий чай». Щѐки не надувать.
16.«Лошадка». «Потряхивать гривой» - вдох; на выдохе произносить «Иго –
го! Иго – го!» Повторить 3 – 4 раза
17. «Ёжик». Стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться, обхватить руками грудь,
голову опустить, имитируя ежа – вдох; на выдохе произносить «Пфф!», «Фрр!»
18.«Вьюга». «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу «Сильная
вьюга» дети громко произносят: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» дети
постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.
Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда: горизонтальное
движение руки — дети говорят тихо, движение руки вверх— усиление голоса,
движение руки вниз— уменьшение силы голоса.
19. «Лестница». Дети делают глубокий вдох носом и на выдохе начинают плавно,
длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и
постепенно изменяя его до низкого и наоборот - от низкого до высокого.
Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и
объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.
20. «Надуй шарик». «Надувая шарик» широко разводить руки в стороны и
глубоко вдыхать, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью
и выдувает воздух – ффф.
21. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок
произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик,
из которого выпустили воздух.
Можно использовать
стихи: Надуваем быстро
шарик, Он становиться
большой. Шарик лопнул,
Воздух вышел.
Стал он тонкий и худой!
22. «Сердитый ежик». Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во
время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не
отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на
выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже
довольный ежик. Повторить три-пять раз.
3.3.Пальчиковые игры.
«Осень»
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
17
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху
вниз Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить
пальчиками Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по
ладошкам Шапки, куртки надеваем – делаем вид И ботинки обуваем
– постучать ногами
«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих
рук Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в
другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках
одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой
руки Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками Ну, а
ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны Украшай
осенний бор!»
«Дружба»
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца,
на др. руке.)
Мы закончили считать.
«В нашем огороде»
В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей.
(сжимаем – разжимаем пальцы)
Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец.
(загибаем пальцы, начиная с большого)
Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали.
18
(сжимаем – разжимаем пальцы)
«Елочка»
Ждут красавицу колючую («Рисуют» руками елочку.)
В каждом доме в декабре. (Делают ладошками «дом».)
На ветвях зажгут фонарики, (Показывают «фонарики».)
Искры брызнут в серебре. (Руки над головой, пальцы оттопырены.)
Сразу станет в доме празднично, (Берутся за руки и становятся в
хоровод.) Закружится хоровод.
Дед Мороз спешит с подарками, ( Идут по кругу с
воображаемым Наступает Новый год. мешком за плечами.)
«Новогодний праздник»
Ждали праздника мы долго. (Трѐм ладошку о ладошку.) Наконец
пришла зима. (Сжать кулаки, прижать их друг к другу.) Наконец
пришла зима (Пальцы «идут» по столу, по коленкам.)
В гости ѐлку привела.
(Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются)
К ѐлке все мы подошли,
Хороводы завели. (Круговые движения кистями рук.)
Покружились, поплясали, (Кисти рук опустить, расслабить.)
Даже чуточку устали.
Дед Мороз скорей приди,
(Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперѐд).
Нам подарки принеси.
«Снеговик»
Раз - рука, два - рука.
Вытянуть вперед одну руку,
потом - другую.
Лепим мы снеговика.
Имитировать лепку снежков.
Три - четыре, три-четыре,
Нарисуем рот пошире,
Пять - найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
Показываем части лица.
Шесть - наденем шляпу косо,
Приставить ладони ко лбу «козырьком»
Пусть смеется он у нас. «Улыбаемся»
Семь и восемь, семь и восемь Мы плясать его попросим.
Постучать по коленям ладошками
«Птички зимой»
Прилетайте, птички!
(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)
Сала дам синичке.
(«Режущие движения» одной ладони по другой)
19
Приготовлю крошки,
(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)
Хлебушка немножко.
(Тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки – голубям,
(Вытянуть вперѐд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям.
(Тоже самое с левой ладонью)
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
(Тереть ладонь о ладонь, катая из хлеба макароны)
«Белый пух»
Сыплет белый, снежный пух,
Плавно опускаем кисти рук сверху вниз
Устилает все вокруг.
Разводим руки в разные стороны
Пух на шапках
Показываем на названные вещи,
Пух на шубках,
( или поочередно загибаем пальцы)
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух!
Щекочем себя и встряхиваемся
Кто щекочет — пух!
Ладошки перед собой, дуем на них
«Солдатики»
Аты — баты, аты — баты!
на войну идут солдаты.
Указательный и средний пальцы обеих рук «маршируют на столе»,
изображая солдат (остальные пальцы прижаты к ладони). Важно, чтобы
пальцы «маршировали» синхронно, в ногу.
Знамя красное несут,
Руки поднять вверх, пальцы выпрямить, прижать друг к другу, затем согнуть
руки в локтях (знамя).
Пушки грозные везут.
Кулаки обеих рук лежат на столе. Выпрямленные указательные пальцы
изображают стволы пушек.
«Мы – солдаты».
Мы солдаты, мы солдаты,
Бодрым шагом мы идѐм.
(Пальцы маршируют по столу.)
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадѐшь.
(Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо20
влево.)
Нужно быть умелыми,
Сильными и смелыми.
(Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.)
«Медведь в берлоге крепко спит»
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится (показываем большой палец).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял — и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным
пальцем левой и наоборот)!
«Маму я свою люблю»
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:
(сжать руки на груди)
Я стираю,
(потереть кулачок о кулачок)
Полоскаю,
(кулачки сжимать-разжимать)
Воду с ручек отряхаю,
(стряхиваем воду с пальчиков)
Пол я чисто подмету
(погладить одну ладошку другой)
И дрова ей наколю.
(постучать кулачком по ладони свободной руки)
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
(сложить ладошки вместе и положить под щечку)
Я на цыпочках хожу,
(указательный и средний пальцы ходят по ладони свободной руки)
И ни разу, и ни разу я словечка не
скажу. (указательный палец к губам)
«Весна»
(Пальцы складываем щепоткой. Качаем
ими). Стучат всѐ громче дятлы, Синички
стали петь.
(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые
части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Встаѐт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть. (Движения
повторяются). Встаѐт пораньше солнце, Чтоб
землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
21
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены,
сомкнуты, ладони повѐрнуты вниз).
А из под старой травки (Ладони сомкнуты "ковшом").
Уже глядит цветок...
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты,
полусогнуты (чашечка цветка).
А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).
Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
«Шаловливые сосульки»
Шаловливые сосульки
(Складываем ручки щепоткой и острым концом
показываем вниз по очереди каждой рукой)
Сели на карниз.
(Соединяем обе руки острым концом вниз.)
Шаловливые сосульки
(Так же)
Посмотрели вниз.
(Наклоняем голову.)
Посмотрели чем заняться?
(Пожимаем плечами)
Стали каплями кидаться.
(Взмахиваем кистями рук одновременно)
Целый день идет трезвон:
Дили-дили, дили-дон!
(Взмахиваем кистями рук по очереди.)
«Апрель»
С крыши капает капель:
Пальцы стучат по ладошке.
Кап-кап, кап- кап - кап!
В медленном темпе.
Это к нам пришѐл апрель:
Кап-кап, кап- кап - кап!
Увеличиваем темп.
Солнце припекло сильней
22
«Солнышко» из ладошек.
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап!
В быстром темпе.
«Подснежник»
Я родился! Я родился! (ладони от груди поднимаем вверх 2 раза)
Снег пробил (ладони в форме бутона поднимаем на уровень глаз)
И распустился (раскрываем ладони, предплечья вместе).
Ух, какой ты, снег, колючий (грозят пальцем)
О морозах зря мечтаешь, (хлопают себя по плечам и водят указательным
пальцем влево-вправо, скоро ты совсем растаешь (ладонями машут от себя)
уплывѐшь потоком в речку (волнообразные движения кистями)
И не скажешь ни словечка!" (указательный палец левой, а затем правой
руки подносим к губам).
«Ромашка – краса»
Сначала работаем правой ручкой, затем — левой.
Вот ромашка-краса, А в ромашке роса.
Как из чашки, из ромашки
Будут пить росу букашки.
Божья коровка приползла,
водички попила.
Мизинчиком потѐрли о большой пальчик этой же
ручки. Приполз муравей — и ты попей.
Безымянный пальчик потѐрли о большой
пальчик. Кузнечик скок-поскок — и тебе глоток.
Средний пальчик потѐрли о большой
пальчик. Майский жук прилетал — всю
водичку расплескал.
Указательным пальчиком стучим по большому пальчику.
4. Используемая литература.
1. Е.В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».
Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку», 2016 г.
2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. М.,
2009.
3. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная
методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.:
ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб., 2005.
5. Суборова Т.А. Дыхательные упражнения в игровой форме. // Логопед. 2010, № 2.
23