"Буквоежка"

Пояснительная записка
Введение в действие Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) диктует внедрение новых
подходов к созданию в детском саду системы комплексной помощи детям
при подготовки к школе. В первую очередь – это достаточное развитие
фонематического слуха, что служит основой овладения навыками
звукобуквенного анализа.
Если ребенок в первом классе не осознаѐт, что звук произносится, а
буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить
предложения и рассказы, то у него возникают трудности. Поэтому было
решено организовать кружок «Буквоежка», по подготовке ребенка к школе.
Цель данной программы
Программа рассчитана на 1 год, для детей 5 - 6 лет. Программа реализуется за
рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 1 раз
в неделю. Продолжительность – 25 минут. Работа проводится фронтально.
Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи,
фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания,
мышления, памяти. Развивает интерес и способности к чтению.
Основные направления программы
- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;
- Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;
- Формирование буквенного гнозиса;
- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;
- Формирование интереса к чтению.
Задачи рабочей программы:
1. Формирование интереса к процессу обучения.
2. Развитие звуковой культуры речи.
3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по
звуковому составу.
4. Развитие умений говорить и слушать других людей.
5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи
окружающих.
6. Обогащение словарного запаса детей.
7. Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.
В программе учтены общедидактические принципы
Научность;
Систематичность;
Постепенность усложнения;

Перспективность;
Доступность;
Связь с жизнью.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в
определенной последовательности
Звуки окружающего мира;
Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
Гласны звуки;
Согласные звуки (без классификации);
Согласны твердые и мягкие;
Согласные звонкие и глухие.
Параллельно даются понятия
Слово;
Слог;
Предложение;
Ударение.
Ожидаемые результаты
К концу курса дети могут:
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
Выделять слова в предложении, определять их место;
Составлять предложение с заданным словом;
Делить слова на слоги, считать слоги в слове;
Составлять слова из готовых слогов;
Знать, что в слове один слог – главный, ударный;
Иметь представление о классификации звуков. (гласный – согласный,
твердый – мягкий, звонкий – глухой);
Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков;
Понимать и различать понятия «звук» и «буква»;
Читать простые по звукобуквенному составу слова.
Занятия проходят в форме игр и игровых упражнений с использованием
наглядного материала, игрушек. Использование такой формы обучения
пробуждает у детей интерес к новым знаниям, они глубже усваиваются, а
позднее охотно и активно используются в самостоятельной деятельности.
Дети играют в дидактические игры с буквами, со словами; читали книжки,
отгадывают кроссворды, схемы, решали ребусы.
Большое место в работе с детьми занимают стихотворные тексты, которые
необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и
для формирования и совершенствования их речевого слуха.

Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько
этапов:
подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова;
основной этап - формирование элементарных навыков чтения и
первоначальных навыков письма.
Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу
слова
На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и
письмом).
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.
Задачи этапа.
1. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания
звука в слове.
2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто
встречающийся звук в стихотворении.
3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без
введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.

4. Введение терминов «звук» и «слово».
5. Научить называть слова с заданным звуком.
6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
Основной этап - формирование
первоначальных навыков письма.

элементарных

навыков

чтения

и

Методика формирования элементарных навыков чтения и письма строится на

4 раздела.
1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
3. Обучение чтению.
4. Формирование первоначальных навыков письма.
Раздел 1: Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка
Задачи.
1. Дать представление о звуках русского языка.
2. Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков,
с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный
круг - гласный звук.
3. Показать детям связь звука с буквой.
4. Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.
Примерная последовательность ознакомления со звуками и буквами:

А
, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н, С-3, Ш-Ж, Д-Т, К-Г, Б-П, В-Ф, Х, Ч, Щ, Ц,
Й, И, Я, Ю, Е, Е, Ь, Ъ.
Упражнения на подробное знакомство с буквой:
Рассматривание каждой буквы, на что похожа, из каких элементов состоит
буква;

осязание буквы (ощупывание руками объемной буквы);
выкладывание буквы из различного материала;
лепка буквы;
запоминание стихов про каждую букву;
отгадывание загадок;
придумывание слов на заданную букву;
«письмо» буквы по опорным точкам;
дорисовывание недостающих элементов буквы;
поиск заданной буквы среди других букв;
сравнение буквы с другими буквами;
печатание буквы с ориентировкой на образец.
Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как
процесс обучения идѐт более эффективно, если ребѐнок «пропускает»
буквы и слоги через пальцы.
При изучении букв необходимо соблюдать последовательность и
постепенность, показывать слогообразующую роль гласного и значение
ударения.
Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников
Задачи.
1. Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый
(мягкий) согласный;
2. Учить детей определять позицию звука в слове;
3. Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки
4. Учить правильно, соотносить звуки и буквы.
Порядок звукобуквенного анализа слова:
- произнесение слова с интонационным выделением каждого звука
(первого, второго и т.д.);
- называние изолированного звука;
- дается характеристика звуку (гласный, твердый (мягкий) согласный);
- обозначение звука соответствующей фишкой;
- «чтение» по «записи» (по фишкам);
- обозначение звука буквой;
- определение количества слогов.
При обучении детей звукобуквенному анализу слов используется
картинка-схема звукового состава слова, показывающая, сколько звуков в
слове.
Затем картинка-схема заменяется схемой-полоской.
Далее строят схему по ходу разбора слова без наглядности за
столами с помощью фишек.
Приведем некоторые упражнения, использованные в данном разделе
«Узнай звук и напиши букву в окошко»;

«Найди домик буквам»;
«Какой гласный (согласный) звук слышится в слове;
«Напиши первую и последнюю буквы слова»;
«Где спрятался гласный звук?»;
«Какой звук спрятался в конце слова?»;
«Хлопни столько раз, сколько звуков услышал»;
«Назови звуки слова»;
«Кто ошибся?»;
«Помоги Мишке правильно разложить по порядку звуки (буквы)»;
«Сложи из букв свое имя» и др.
Раздел 3. Обучение чтению
Задачи.
1. Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным
переходом к чтению целыми словами, предложениями.
2. Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).
3. Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения из отдельных слов.
4. Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов,
понимания смысла прочитанного.
5. Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении
небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, в простых случаях
соблюдать интонацию.
6. Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.
Обучение детей чтению начинается после знакомства со следующими
буквами: А, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н.
Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте
необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью
совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги,
затем трѐхбуквенные односложные (сок, сук) слова. Затем можно учить
двухсложные (усы, осы, луна, рома и т. д.). Большое внимание уделяется
упражнениям на преобразование слов путѐм замены, перестановки, добавления
звуков. При этом подчѐркивается необходимость осмысленного чтения.

Мониторинг программы
Диагностика
Обследование детей по данной программе осуществлять 2 раза за срок
обучения (в начале и в конце).
Это даст возможность увидеть динамику усвоения детьми программных
требований, а затем проанализировав причины отдельных пробелов,
недоработок, наметить пути их исправления.

Список литературы
1. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.:
Акцидент, 1995.-64 с.
2. Н.С. Жукова «Букварь», ЭКСМО, 2001
3. Журова Л. Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного
возраста// вопросы психологии. №3-1963.
4. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического
восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание
дошкольников – М.: 1963.
5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной
речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.
6. Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного
усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19.
7. Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи. – М.: Просвещение,

1961.
8. Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.
9. Нефѐдова, Узорова «Обучение чтению», 2000.

Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во
занятий
1 Сентябрь
1
Закреплять понятие детей о слове. Выделение первого звука в
слове.
Звук и буква А. Гласные звуки. Печатание буквы А.
Правило: Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем и
читаем!
2 Октябрь
1
Звук и буква У. Письмо: Буква У, штриховка.
Звуковой анализ и чтение АУ. Печатание: АУ, УА. Первый звук
в словах.
3 Звук и буква И. Королевство гласных.
1
Письмо изученных букв: АУИ, ИУА, УИА, ИА. Звуки А,У,И.
Правило: Сколько в слове гласных, столько же и слогов.
Деление слов на слоги.
4 Звук и буква М. Согласные звуки (твѐрдые, мягкие, звонкие,
1
глухие) Чтение слогов: АМ, УМ, ИМ И т.д. Печатание буквы М;
слогов: АМ, УМ,ИМ, МИ; слова МА-МА.
Гласный звук и буква О. Назови последний звук в словах: окно,
тепло Печатание под диктовку: О, ОМ, МО, О.Чтение: ОМ, УМ,
АМ, МО, МУ, МА. Звуко-буквенный анализ слогов.
5 Звуки Х, Хь. Буква Х. Выделение последнего звука в словах
1
типа: мох, пух… Звуковой анализ слов: МАХ, МОХ, МУХ.
Печатание: 1) Буквы Х, 2) Слоги и слова под диктовку: АХ,
МАХ, ОХ, МОХ, УХ,МУХ Буква Х. Деление на слоги (1,2,3
слога). Выделение звука Х: а) в начале слова; б) в конце; в) в
середине слова. Печатание: а) слоги: АХ, ОХ,УХ, ИХ, ХА, ХО.
б) слова: МАХ, МОХ, УХО, МУХА. Чтение слов и слогов.
6 Н оябрь
1
Звук и буква Ы.Образование множественного числа
существительных. Печатание: а) буквы Ы, б) слоги: ЫМ, ЫХ,
МЫ, ХЫ; Чтение предложений Звуки: Н, НЬ. Буква Н. Гласные
и согласные звуки. Нахождение места звука в слове. Чтение
слогов: АН,УН,ИН - НА,НУ. Согласные: твѐрдые и мягкие.
Звуковой анализ: НИНА. Печатание: 1) буква Н, 2) слоги: АН,
НА, УН, НУ, ИН.
7 Буквы М и Н. Закрепление изученного. Чтение слогов и слов.
1
Выделение начального согласного звука. Развитие мелкой
моторики. Звуки: С,СЬ. Буква С. Звуковой анализ слов. Чтение
слоговых таблиц. Определение звука в слове. Упражнения с
разрезной азбукой.
8 Составление предложений. Количество слов в предложении.
1

Дата

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Печатание предложений.
Правила: 1) Начинай предложение с большой буквы! 2) Слова
пиши отдельно друг от друга! 3) В конце предложения ставь
точку! 4) Имена людей пиши с большой буквы! Чтение
предложений.
Звуки П, Пь. Буква П. Развитие слухового внимания. Звуковой
анализ слов: СУП, ПУХ, ПАПА, ПУМА, ПИОН. Согласные
звуки (звонкие-глухие; твѐрдые-мягкие). Чтение слоговых
таблиц.
Дек абрь
Звуки К, Кь. Буква К. Чтение слогов, слов, предложений. Игра
"Живые звуки".
Звуки Т, Ть. Буква Т. Правило: Имена людей пиши с большой
буквы! (повторение). Звуко-буквенный анализ слов: КОТ, КИТ.
Печатание под диктовку: кот, кит, киты, Ната, Тома. Деление
слов на слоги. Определение места звука в словах.
Звуки Р, Рь. Буква Р. Чтение слогов и слов. Выделение
заданного звука из слов.
Работа в прописях и с разрезной азбукой. Скороговорки
Звук
и буква Ш. Развитие слухового внимания в игре:
"Запомни, повтори". Чтение звуковых таблиц. Звуковой анализ
слов. Печатание под диктовку слов: каша, кашка, кошка, мошка,
мишка. Чтение рассказа "Кошка и мышка". Пересказ.
Январь
Закрепление. Правило: ши - всегда пиши с буквой И! Чтение
слов со слогом -ши-. Чтение и печатание предложений.
Дифференциация с/ш. Шипящие и свистящие звуки. Игра:
"Наоборот"(замена с на ш). Скороговорки. Чтение предложений
с заданными словами. Игра: "Собери предложение".
Звуки Л, Ль. Буква Л. Определение места звука в словах. Чтение
слов, слогов, предложений.
Работа в прописях.
Дифференциация р/л. Развитие фонематического слуха.
Скороговорки.
Звуко-буквенный анализ слов. Итоговое занятие. Гласные и
согласные буквы. Чтение рассказа. Отгадай и допиши буквы
Звуки Б, Бь. Буква Б. Определение количества и
последовательность. звуков в словах и слогах. Звуковой анализ
слов: БИМ, БОМ, БАНТ, БИНТ. Профилактика дисграфии.
"Буквы сломались". Звонкие согласные. Дифференциация п/б.
Звонкие и глухие согласные. Профилактика дисграфии. Собери
предложение. Игра "Какая буква пропущена?" (п/б)
Февраль
Звуки З, Зь. Буква З. Звуко-буквенный анализ слов: зубр, Зина,
зонт. Игра: "Закончи слово". Работа в прописях.
Дифференциация з/c. Звонкие и глухие согласные. Предлоги
С,ЗА.
Составление рассказа-описания. Работа в прописях.

1

1

1

1

1

1

1

1

11

1

1

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29
30

Чтение слов, слогов, предложений.
Звуки В, Вь. Буква В. Развитие фонематического слуха в игре:
"Запомни и повтори". Деление слов на слоги. Чтение слоговой
таблицы. Кроссворд. Чтение небольшого рассказа. Ответы на
вопросы.
Звуки Д, Дь. Буква Д. Скороговорки. Звуко-буквенный анализ
слов.Уменьшительно-ласкательные суффиксы.Чтение
небольшого рассказа и пересказ. Схема предложения.
Дифференциация д/т. Звонкие и глухие согласные. Подбор слов
к схеме. Игра: "Наоборот" (развитие фонематического слуха)
Звуки Г, Гь. Буква Г. Составление слов из слогов. Профилактика
дисграфии. Множественное число существительных. Кроссворд.
Дифференциация г/к. Единственное число существительных.
Составление вопросов. Работа в прописях.
М арт
Звук и буква Ж. Определение места звука в словах. Чтение слов
и слогов.
Правило: Жи, как и Ши пишется с буквой И!
Изменение глагола по времени. Уменьшительно-ласкательные
суффиксы. Игра: "Потерялась буква". Скороговорка о жуке.
Подбор слов к схеме. Дифференциация ш/ж. Чтение слов,
слогов, предложений. Слова-предметы, слова-действия.
Составление предложений.
Гласный звук Э. Гласные звуки. Чтение слов, предложений.
Работа в прописях.
Буква Е. Сложные гласные буквы. Чтение. Составление
вопросов. Подбор предметов к действию. Слова-признаки.
Составление слов из слогов.
Мягкий согласный Й (мой, твой). Подбор признаков. Изменение
слов по образцу. Подбор слова к схеме. Разучивание отрывка из
стихотворения.
Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов. Существительные
мужского и женского рода. Родственные слова. Чтение рассказа,
составление вопросов, пересказ. Дифференциация с/ц. Чтение
слоговых рядов. Профилактика слоговых рядов. Работа над
предложением.
Буква Ф. Чтение слов и предложений. Составление слов из
слогов. Работа в прописях. Дифференциация в/ф. Звонкие и
глухие согласные. Профилактика дисграфии. Графический
диктант.
Апрель
Гласная буква Я. Твѐрдые и мягкие согласные. Звуко-буквенный
анализ слов. Составление и письмо предложений (моя, мой, моѐ)
Чтение рассказа и пересказ.
Звук и буква Ч. Звуковой анализ слов. Образование отчеств.
Чтение и письмо. Чистоговорка.
Буква Ё. Звуко-буквенный анализ слов. Письмо. Чистоговорка.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

31

32

33

34

35

Изменение предложений по образцу. Изменение слов по
смыслу. Составление слов из слогов.
Буква Ю. Мягкие согласные. Изменение предложений по
образцу. Чистоговорки. Профилактика дисграфии. Работа в
прописях.
Май
Ь знак. Твѐрдые и мягкие согласные. Чтение и пересказ
небольшого рассказа. Схема предложения. Единственное и
множественное число существительных.
Звук и буква Щ. Правило: Запомни, что звук Щ, как и Ч, всегда
мягкий! Чтение слов и скороговорки. Изменение действий по
образцу. Образование названия людей по профессии.
Буква Ъ. Изменение слов по образцу. Твѐрдые и мягкие
согласные. Чтение и пересказ небольшого рассказа.
Существительные родительного падежа.
Итоговое занятие. Чтение и пересказ небольших текстов.
Ребусы, кроссворды, загадки, чистоговорки.
Всего 35 часов

1

1

1

1

1

КАРТОТЕКА
Дидактические игры и упражнения
«Жуки прилетели».
воспитатель: Давайте представим, что за этим окном лес. Там живут жуки. Они
летят к нам и жужжат: ж-ж-ж. (Сначала тихо, а затем громче). Устали и сели
отдохнуть на листочек - ладошку. Отдохнули и полетели опять в лес.

«Насос».
воспитатель предлагает сделать круг – мяч. Мяч сдулся - ш-ш-ш (дети
подбегают к середине круга). Давайте его надуем большим насосом - с-с-с
(дети отходят назад, имитируют надувание мяча насосом, произносят - с-с-с).
Мы так сильно накачали, что он лопнул - ш-ш-ш (дети произносят звук «ш»
сбегаются в середину круга).
«Будь внимательным».
воспитатель: Если я назову большого братца - звук «с», то вы поднимете руки
вверх и похлопаете, если назову маленького братца - звук «сь», вы присядете
«Зоопарк».
Вот зоопарк. Здесь будут жить разные звери. Они пока у меня в коробочке. В
зоопарк можно провести зверюшку только тогда, когда правильно назовешь
первый звук ее имени (названия). Дети по очереди подходят, берут
зверюшку, называют ее, называют первый звук слова, помещают ее в
«зоопарк».
«Найди пару».
воспитатель раздает детям по 1-ой предметной картинке, но так, чтобы у
двоих детей слова - названия начинались с одного звука (машина - малина,
стол - слон).
«Назови первый звук».
воспитатель: Я назову слово, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать первый
звук этого слова и перебросить мяч мне.
«Звук потерялся».
1.В зоопарке живѐт с . он (слон) Словно дом, огромен он.
Уточнить с детьми, какой звук потерялся? (л)
2. Нам темно. Мы просим папу Нам включить поярче ла . пу. (лампу)
Дети
называют
слово
и
пропущенный
звук,
(а)
3. Прыгал птенчик по дорожке И клевал большие к . ошки. (крошки)
Дать детям задание определить, какой звук пропущен.
«Кто внимательный».
Предложить детям хлопать в ладоши только тогда, когда они в словах
услышат заданный звук.
2 -й назовите слова, в которых звук « Б », а в которых «Бь »
3 -й предложить детям найти одинаковый звук в словах: клещи, щавель,
щегол, ящик, ящерица, щека.
“Живые звуки”

Надя будет первым звуком в слове "дом" - звуком "д". Иди, Надя, возьми
свою фишку. В какой клеточке она стоит? Правильно, в первой. Витя второй звук в слове "дом" - звук "о". Последним звуком будет Оля. Возьмите,
Оля и Витя, свои фишки. А теперь встаньте у доски так, чтобы получилось
это слово".
" Какой звук?" (с карточками - фишками).
воспитатель показывает синюю фишку - ребенок называет любой согласный
звук, если воспитатель показывает красный кружок, дети называют гласный
звук. И наоборот.
" Найди братца".
воспитатель раздает картинки, которые начинаются с твердого согласного
звука. На доске они должны найти картинку, начинающуюся такой же, но
мягкий согласный звук.
" Назови слова".
воспитатель предлагает найти слова с каким-нибудь звуком, например, "р", и
произнести их так, чтобы этот звук был хорошо слышен. За каждое правильно
названное слово ребенок получает в награду фишку - игрушку,
" Угадай-ка".
на доске - картинки, на столе - схемы слов. Дети должны соотнести название
картинки со схемой слова.
" Отгадай мое слово".
воспитатель задумывает слово на слог "ма". Отгадайте слово. Картинка с
отгадкой лежит у меня на столе. Увидите ее в конце игры. Дети называют слова
на слог "ма" (10-12 слов). Воспитатель показывает свою картинку.
" Телеграф".
воспитатель называть слова, а лети отстукивают карандашом количество слогов
в названном слове - "передать слово по телеграфу".
" Сколько звуков услышал?"
воспитатель выразительно проговаривает вперемешку отдельные звуки и слоги (м,
ра, у, ус, мы, к...). На 1 звук дети хлопают 1 раз, на слог -2 раза.

" Перекличка".
воспитатель называет вперемешку разные звуки - гласные и согласные. Дети,
имена которых начинаются с названного звука, встают.
" Построим дом".
воспитатель рисует дом, но только одну стену. Дети должны назвать части дома,
которые нужно дорисовать слова со звуком "р". (крыша, чердак, рама, крыльцо,
труба). Воспитатель схематически рисует их на доске.

" Поищи слово". (в русском языке есть слова, которые любят играть в
прятки).
Например, надо найти слово, которое спряталось в слове "песок". (Дети делят
слова на слоги - пе-сок). Какое же слово спряталось? (Сок).
(рыбак, Борис, пирог, кулак, фасоль, король). Дети отыскивают
"спрятавшиеся" в них слова.
" Диета Карлсона." (научить находить слова на заданную букву и читать с
помощью воспитателя).
М - молоко, масло, мясо, мороженное, морс, мармелад, макароны; К конфета, клубника, кофе, котлета, кекс, картофель, компот.

Давайте поможем Карлсону найти продукты на букву "М". Кто нашел, тот
читает (если трудно, то воспитатель помогает).
“Цепочка слов” (развивать внимание, учить находить слово на заданную
букву).
карточки: нос, слон, носорог, гуси, индюк, корова, апельсин, нора, арбуз, зуб,
барсук, крот, трон; Петрушка не умеет читать. Сейчас Петрушка поднимет
карточку со словом, а
вы должны найти слово, начинающееся с последней буквы. Посмотрим, кто у
нас самый внимательный и сообразительный. Например, Петрушка
поднимает слово "барсук", оно кончается на букву "К". Вы должны найти
слово, начинающееся с этой буквы (крот).
"Найди слова, начинающиеся со слога..." (учить детей находить нужные
слова на заданный слог, читать слово вместе с воспитателем.
СА - санки, салазки, салака, самолет, сапожник, сачок, сало, сапожок; МА Марина, Маша, малина, машина, масло, марка, Мальвина; ЛИ - лиса, липа,
Лида, ливень, лимонад, лимон, линия; БУ - булавка, бутон, букет, бутылка,
бумага, бусы, букашка, Буратино

"Кто же это был?" (учить детей находить слова, в которых есть названная
буква, и читать слова с помощью воспитателя).
Жили - были утка и курица. Кличка утки начиналась на букву У. Найдите это
слово (читаем вместе). А кличка курицы начиналась на букву П. Найдите это
слово. Давайте прочитаем, как ее звали? - Пеструшка.
Она приглашала тех птиц, в названии которых слышался звук У. Что это
были за птицы? Кто догадался? (Гусыня, голуби, петух). А Пеструшка
приглашала тех, в названиях которых есть буквы С, Р. Посмотрите, кто к ней
приходил? (Сорока, скворцы). Лакомствами угощали гостей, в названиях их
были буквы А (рябина, травка), К (калина, клюква, колоски). Весело
щебетали они и слушали рассказы сороки - белобоки, которая всегда все про
всех знает.
"Что собрали братья?" (учить детей находить слова с заданной буквой).
"Загадка Петрушки". (учить находить слова, в которых есть буквы Р, Т, С
письмо:
Здравствуйте, ребята! Я сейчас живу на даче, гуляю в лесу. Люблю я
собирать в лесу грибы. Много грибов приношу я домой. Отгадайте, какие
грибы я собираю, если в их названиях есть буква Р (боровики, грузди,
сыроежки); буква Т (маслята, опята); буква С (сыроежки, свинушки); буква И
(подберезовики, подосиновики)."
"Где твое имя, догадайся". (в этом доме живѐт буква К (Коля, Оксана,
Максим, Вадик). В этом буква Ш (Маша, Шура, Наташа, Гриша). В третьем буква О (Рома, Вова, Оля). В четвертом – буква И (Ира, Марина, Игорь,
Кирилл).
"Кто где живет?" (животные и их место обитания)
"Накорми зверей". (что едят)
"Помоги Мишутке". (на кухне полки с банками варенья. Банки подписаны, но
Мишутка не умеет читать. Нужно помочь ему найти малиновое варенье, а то он
будет пробовать из каждой банки, и у него заболит живот).
"Назови одним словом." (объединять предметы по общим признакам).

" Найди слово наоборот". (противоположные по смыслу слова).
" Магазин". (закрепить знание букв).
" Путаница". (зайчик сложил 3 слова: мама, папа, баба, но всѐ перепутал,
помоги исправить ошибку).
" Игры на имена". Проводятся в следующей последовательности:
"сложи из букв свое имя",
"прочти наоборот" (в данном случае буквы для имени ребенка подбираются заранее, и лишних букв не дается),
"прочти свое имя по таблице",
"чье имя я назвала?",
"покажи свое имя" (на столе у воспитателя разложены карточки с
именами. Дети по очереди находят свое имя),
"1, 2, 3 - к своему имени беги".
" Найди свой домик". (у детей по 1 гласной букве. У 2-х ведущих фишки синего и
зеленого цвета. Решили буквы спрятаться от дождя в домиках. А чтобы войти в
домики, надо вспомнить, после какого согласно звука пишется

гласная буква, которую вы держите, и войти в домик). ”Назови слова по
заданной модели” (отгадывают слова по остальным схемам)
Упражнения на интонационное выделение любого согласного звука:
"Скажи так, как я", "Скажи, как кукла"; "Скажи так, чтобы песенку услышала
куколка";"Договори слово" (до... (м), со... (м)); "Спой песенку ветра (жука)";
"Произнеси громко звук молотка"; "Кто сможет сказать так, чтобы мы
услышали звук барабана".
Упражнения на определение первого звука в слове: "Назови слово так,
чтобы мы хорошо услышали первый звук"; "Назови первый звук слова"; "В
зоопарк попадет тот, кто правильно назовет первый звук"; "Найди себе пару"
(с таким же звуком картинку); "Соберем букет для наших мам" (ребенок
должен назвать цветок, назвать первый звук слова и поставить картинку на
фланелеграф).
Упражнения на различение твердого и мягкого согласных звуков:
"Найди братца"; "Угадай, чей это мячик"; "Найди друзей "старшему"
и "младшему" братцам";"Угадай, к кому мы пойдем в гости"; "Произнеси, как
звенит большой (маленький) колокольчик"; "Спой песенку большого
(маленького) насоса"; "Разложи картинки к синему и зеленому кружочку".
Упражнения на различение понятий "звук" и "слово": "Собери в корзинку
"вкусные слова""; "Назови, словом игрушки в магазине"; "Скажи, какие звуки
услышал в лесу"; "Скажи, на чью песенку похож этот звук".
Упражнения на развитие фонематического слуха, речевого внима-

ния: "Какой звук (чья песенка) часто встречается в этих словах, стихотворении"; "Скажите, какие слова похожи в стихотворении"; "Подбери
подходящее слово"; "Подскажи словечко";"Будь внимательным"; "Скажи
правильно"; "Покатай в машине только тех животных, в названии которых
есть "песенка колокольчика" (звук "з") и другие.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Предметно – развивающая среда
- Подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения
и т. д.);
- Наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т. п;

- Картины-схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные
на каждого ребѐнка);
- Полоски-схемы звукового состава слов;
- Фишки (по 6 штук: красного, синего, зелѐного цветов) демонстрационный и
раздаточный;
- Многофункциональные перфокарты;
- Пособия: “Окошечки”, “Ромашка”, “Звуковые часы”;
- Альбомы с заданиями на каждого ребѐнка;
- Ребусы для детей;
- Буквы из разрезной азбуки;
- Различные виды азбук;
- Дидактические игры с буквами, со словами;
- Детская литература (“Грамматика в картинках”, “Развиваем внимание”,
книги для начинающих читать).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».